Отчет о деятельности ГУ «Түндүк» при МЦР КР за 2023 год

Система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк» (СМЭВ «Түндүк») обеспечивает обмен данными в электронном формате между государственными органами и коммерческими организациями, где каждая транзакция подписывается квалифицированной электронной подписью.
Посредством цифровой платформы обмена данными системы «Түндүк» между государственными органами и коммерческими организациями произведено 1 миллиард 313 миллиона транзакций, а также зарегистрировано уже 1165 сервиса и 352 информационных систем.
Сравнительная таблица обмена данными в СМЭВ «Түндүк» с 2022 г. по 2023 г.:

Наименования показателей для сравнения 2022 г.

(кол-во)

2023 г.

(кол-во)

Прирост

(%)

1 Успешный обмен данными 399 млн. 469 млн. 118 %
2 Информационные системы 22 66 200%
3 Сервисы 129 182 41%

 

Государственные и муниципальные услуги в электронном формате предоставляются через Государственный портал электронных услуг (далее-ГПЭУ), удобными для потребителей, данный портал имеет высокую социальную значимость, так как цифровые документы, электронные услуги, значительно упрощает жизнь граждан.
Граждане Кыргызской Республики, не выходя из дома, находясь в любой точке мира, могут в моментальном режиме получить справки, документы в цифровом формате и предъявить их в любую организацию независимо от формы собственности, тем самым исключается физическое взаимодействие гражданина с чиновниками и исключаются коррупционные механизмы.

В 2023 году через портал и мобильное приложение «Tunduk» предоставлено порядка 8 млн. услуг в онлайн режиме.
Количество пользователей Государственного портала и мобильного приложения достигает почти в 1 млн.
Граждане Кыргызской Республики получая услуги онлайн экономят время и денежные средства.
Сравнительная таблица пользователей в ГПЭУ с 2022 г. по 2023 г.:

Наименования показателей для сравнения 2022 г.

(кол-во)

2023 г.

(кол-во)

Прирост

(%)

1 Количество посетителей ГПЭУ 34095 191 536 561,77%
2 Общее количество посетителей ГПЭУ 177 257 742 263 312,72%
3 Количество полученных пользователями услуг на ГПЭУ 157 694 7 845 845 4726,57%

На ГПЭУ были осуществлены следующие мероприятия:
● Было внедрено 37 государственных услуг;
● Совместно с Министерством здравоохранения был запущен Цифровой профиль здоровья граждан и их детей;
● Успешно завершен пилотный проект по онлайн подаче заявления на государственную регистрацию рождения и получения свидетельства о рождении посредством Государственного портала электронных услуг. В данный сервис объединены следующие услуги:
— регистрация рождения;
— выдача свидетельства о рождении;
— подача заявки на единовременную выплату балага суйунчу;
— доставка свидетельства о рождении.
● Добавлен суперсервис «Государственная регистрация смерти (свидетельство о смерти)» — С помощью данной услуги можно подать заявку на государственную регистрацию и получение свидетельства о смерти по Кыргызской Республике;
● Были внедрены безналичные платежи посредством QR-кода через платежные инструменты «Optima24», «Finca», «Bakai24», «О Деньги!», «Halyk» и бесшовного метода оплаты за государственные услуги с помощью платежных инструментов «Megapay» и «MBANK».

Мобильное приложение «Tunduk» является компонентом Государственного портала электронных услуг, позволяющее через смартфон получать государственные услугу.
Согласно указу Президента Кыргызской Республики от 8 февраля 2021 года УП № 27 и постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики в целях внедрения использования цифровых документов на территории Кыргызской Республики» от 18 ноября 2022 года № 637, цифровые документы признаны юридически значимыми.
В связи с этим в мобильном приложении Государственного портала электронных услуг реализованы следующие цифровые документы:
Идентификационная карта (паспорт);
— Водительское удостоверение;
— Свидетельство о регистрации транспортного средства;
— Свидетельство о регистрации брака;
— Свидетельство о расторжении брака;
— Свидетельство о рождении;
— Пенсионное удостоверение.
Тем самым это позволило гражданам использовать цифровой документ аналогично бумажной версии документа и предъявлять его государственным органам, органам местного самоуправления, должностным, юридическим и физическим лицам.
Сравнительная таблица количества пользователей мобильного приложения с 2022 г. по 2023 г.:

Наименования показателей для сравнения 2022 г.

(кол-во)

2023 г.

(кол-во)

Прирост
1 Количество скачиваний мобильного приложения «Tunduk» 24 824 1 168 329 4606.45%

В мобильном приложении «Tunduk» были осуществлены следующие мероприятия:
● Были внедрены безналичные платежи посредством бесшовного метода оплаты за государственные услуги с помощью платежных инструментов «Megapay» и «MBANK»;
● Был успешно запущено онлайн получение облачной электронной подписи;
● Была успешно запущена онлайн перерегистрация транспортных средств;
● Был успешно запущен Цифровой профиль здоровья граждан и их детей;
● Была успешно запущена проверка штрафов, выписанных вручную и в системе Безопасный город, а также возможность оплаты через мобильное приложение;
● Была успешна запущена проверки наличия задолженности по линии судебных исполнителей на главной странице мобильного приложения;
● Был успешно запущен отправки обращений в государственные органы через Государственную систему электронных сообщений;
А также за 2023 год со стороны сотрудников ГУ «Түндүк» были проведены обучение для государственных, муниципальных органов и частным организациям по использованию информационных систем ГУ «Түндүк» и предъявления цифровых документов, общее количество обученных составляет более 2133 человек.

Единая система идентификации (ЕСИ) предназначена для идентификации пользователей электронных порталов государственных органов и ведомств, а также негосударственных организаций, для обеспечения санкционированного доступа к информации.
ЕСИ выполняет роль единой точки входа для граждан в порталы государственных услуг, то есть исключает авторизацию гражданина или должностного лица в разных информационных системах отдельно.
ЕСИ отвечает за корректную идентификацию и аутентификацию пользователей в основных государственных информационных системах, таких как:
— Государственный портал электронных услуг
— Мобильное приложение «Түндүк»
— Информационные системы Государственной налоговой службы КР
— Информационные системы Социального фонда КР
а так же в мобильных приложениях банков MBANK, KICB, Bakai и т.д.
Сравнительная таблица количества пользователей ЕСИ с 2022 г. по 2023 г.:

Наименования показателей для сравнения 2022 г.

(кол-во)

2023 г.

(кол-во)

Прирост

(%)

1 Количество новых пользователей в ЕСИ 33798    757411 1503,7 %
2 Количество новых информационных систем в ЕСИ 33 системы 50 систем 45,4 %

В ЕСИ реализовано 3 вида идентификации пользователей:
— Идентификация с помощью облачной электронной подписи
— Идентификация с помощью e-ID
— Идентификация с помощью QR-кода
Также в ЕСИ были осуществлены следующие мероприятия:
● Добавлена возможность авторизации с помощью QR-кода
● Добавлена возможность изменения электронной почты в облачной электронной подписи (ОЭП) через ЕСИ
● Реализована авторизация в кабинет налогоплательщика с помощью ЕСИ
● Реализована автоматическая регистрации граждан в ЕСИ при получении ОЭП
● Произведено масштабное обновление дизайна Единой системы идентификации системе придан современный вид и созданы все удобства для её пользователей. Разработаны и размещены инструкции по использованию ЕСИ.
Необходимо отметить, что к ЕСИ больше начинают подключаться юридические лица и банки.

Государственная система электронных сообщений (ГСЭС) создана для обеспечения возможности гражданам и юридическим лицам обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам.
Государственная система электронных сообщений функционирует во взаимодействии с ГПЭУ, системой межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк», ЕСИ и другими информационными системами.
Успешно проведены работы по интеграции ГСЭС со шлюзом электронного документооборота (ШЭДО) и Системой электронного документооборота. Теперь при обращении граждан через ГПЭУ и мобильное приложение «Tunduk» обращение автоматически поступает в систему документооборота государственного органа.
Сравнительная таблица количества направленных обращений с 2022 г. по 2023 г.:

Наименования показателей для сравнения 2022 г.

(кол-во)

2023 г.

(кол-во)

Прирост

(%)

1 Количество авторизованных обращений 606 2 159 256,27%
2 Количество неавторизованных обращений 17 1 303 7564%

 

Информационные системы «Реестр государственной инфраструктуры электронного управления и Реестр базовых государственных информационных ресурсов» представляет собой технологическую и организационную среду, обеспечивающую ведение учета реестра всех автоматизированных информационных систем, программного обеспечения, аппаратного обеспечения и информационных реестров, зарегистрированных в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики.
Пользователями государственной инфраструктуры электронного управления (далее – ГИЭУ) и Базовых государственных информационных ресурсов (далее – БГИР) являются государственные органы Кыргызской Республики, органы местного самоуправления в качестве регистратора информационных ресурсов и потребителя информации. Юридические и физические лица могут пользоваться в качестве потребителя информации, размещенной в ГИЭУ и БГИР.
В Реестрах зарегистрированы:
● 105 государственных органов
● 6 центров обработки данных
● 116 реестров базовых государственных информационных ресурсов
● 592 программно-технических комплексов и средств
● 36 программных обеспечений

Размещение государственных услуг в приложении банков
Был успешно запущен пилотный проект по предоставлению государственных и муниципальных услуг и цифровых документов посредством мобильных приложений юридических лиц, утвержденный постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики 28 августа 2023 года за №430.
На сегодняшний день проект успешно реализован в мобильных приложениях MegaPay и Mbank, владельцем которых являются ОсОО «Кыргызмобайлкомпани» и ОАО «Коммерческий банк Кыргызстан».
Для размещения госуслуг и цифровых документов в своих мобильных приложениях, выданы доступы следующим юридическим лицам:
1) ЗАО «Банк Компаньон»;
2) ЗАО «KICB»;
3) ОАО «Бакай Банк»;
4) ЗАО «Финка Банк»;
5) ЗАО «Межбанковский Процессинговый Центр»;
6) ОсОО «Грин Телеком Сервис».

Система «Курултай»
В соответствии с поручением Администрации Президента Кыргызской Республики — Заведующим отдела по цифровизации Администрации Президента КР Буржуева А.Ч. по выполнению плана мероприятий первого Народного Курултая Президент Кыргызской Республики, утвержденного Президентом Кыргызской Республики С.Н. Жапаровым от 3 октября 2023 года № 27-9954, Министерству цифрового развития Кыргызской Республики до 31 октября 2023 года поручено разработать и осуществить запуск системы учета делегатов, вопросов и ответов для Народного Курултая 2023 года в онлайн режиме.
Во исполнении вышеобозначенного поручения ГУ «Түндүк» успешно разработало систему учета делегатов, вопросов и ответов «Курултай» и зарегистрировало 697 делегатов.
Система «Курултай» представляет собой веб-сайт, который позволяет пользователям просматривать, выбирать и отслеживать вопросы и ответы делегатов. Система предоставляет интерактивную географическую карту Кыргызстана для отображения и поиска делегатов, статистику делегатов по региону, возрасту, полу, образованию, специальности и ученым степеням, а также мониторинг исполнения вопросов делегатов, участвовавших в Народном Курултае.