После развала СССР, страна испытала огромный шок, связанный с разрушением единых экономических связей, потерей государственных трансферт из Москвы и как результат резкое обнищание населения. Однако при поддержке международных финансовых институтов начиная с этого столетия, были проведены реформы, где ключевое место занимала либеральная торговая политика и на сегодня построена совершенно другая модель государства.
Референдумом от 27 июня 2010 года (всенародным голосованием) была принята новая редакция Конституции Кыргызской Республики (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года), которая установила переход от Президентской к парламентской форме правления с расширением полномочий Правительства Кыргызской Республики.
При этом, Государственное агентство связи при Правительстве КР, является органом государственного регулирования в области связи и остается институционально и финансово независимым по отношению к операторам связи. Агентство обладает полномочиями по проведению анализа рынка связи в целях недопущения монополистической деятельности, выдачи разрешительных документов на использование радиочастотного спектра, лицензии не деятельность в области электрической, почтовой связи, передачи данных, телерадиовещания, включая проектирование, строительство, установку сетей, линий, сооружений, систем и устройств электрической связи.
В 2011 году произошло совершенствование социально-политической структуры общества и усиление роли политических партий в управлении государством. Создана устойчивая система "сдержек и противовесов" в политической сфере с учетом новых конституционных положений. Произошло развитие процесса децентрализации государственного управления с параллельным укреплением институтов центральной власти, основанное на четком разделении полномочий и ответственности между центром и территориями. Произошло изменение процедур принятия решения на всех уровнях власти, основанное на открытости и прозрачности принимаемых решений в формате общественной политики. Существующая нормативно-правовая база состоит из законов и постановлений Правительства.
В 2011 году разработан проект изменений в закон о телекоммуникациях, в котором представлены такие изменения как:
В этой связи, для обеспечения прозрачности процедур подготовки, принятия управленческих решений и их реализации с учетом интересов общественности, в целях взаимодействия государственных органов с общественностью Указом Президента КР созданы общественные наблюдательные советы (далее-ОНС) при всех государственных органах. Цель ОНС участие граждан в осуществлении общественного контроля за деятельностью органа исполнительной власти, налаживания эффективного взаимодействия с общественностью, учет общественного мнения при формировании и реализации государственной политики.
При Агентстве также образован ОНС в мае 2011 года, в состав которого вошли 16 представителей гражданского общества. Кроме того, в агентстве введены принципы, в соответствии с которыми главные решения (изменения в нормативно-правовую базу, правила межсетевого соединения и т.д.) принимаются только после достаточного общественного обсуждения. В качестве открытых площадок такого обсуждения используются ежегодные национальные конференции по ИКТ, круглые столы с привлечением всех заинтересованных сторон.
Например, таким образом, в 2011 году обсуждались изменения в закон о телекоммуникациях, Правил межсоединения и др. В области использования радиочастотного спектра политика агентства направлена на высвобождение полос частот от старых аналоговых сетей для перспективных стандартов, включая широкополосный доступ. Например, уже высвобожден диапазон около 2 ГГц и в настоящее время высвобождаются диапазоны частот 3,4 – 3,8 ГГц и 5,6 – 6,2 ГГц. Высвобожден диапазон частот 2,4 ГГц для внедрения систем Wi-Fi на без лицензионной основе.
Диапазон частот 2,5-2,7 ГГц выделен 5-ти операторам для внедрения технологии LTE, которые разворачивают сети и проводят их тестирование. В диапазоне 3,4-3,8 ГГц выделены полосы частот 4-м операторам связи, один из которых развернул сети и проводит тестирование. Другим направлением политики, направленной на обеспечение широкополосного доступа, является упрощение процедур выдачи разрешительных документов. Так в 2011 году, агентством разработан Регламент, значительно упрощающий доступ к полосам частот для мобильных технологий (как 3G, WiMax, LTE и др.)
Геополитическое расположение Кыргызстана обуславливает необходимость координации с соседними странами по вопросам использования радиочастотного спектра в приграничных районах. Такая координация проводится постоянно и операторам выдаются частоты уже согласованные с соседними странами, что существенно ускоряет развитие их сетей в приграничных районах. В результате, чего жители отдаленных приграничных районов обеспечены радиосвязью. Распределение/выделение коммерчески выгодного спектра пользователям решается коллегиально.
При Агентстве связи создано и работает Комиссия по радиочастотному ресурсу, которая рассматривает вопросы о выделении/присвоении номиналов и полос радиочастот на право эксплуатации радиоэлектронных средств пользователям. В состав комиссии входят эксперты различных министерств и ведомств. Одним из условий грамотного управления использованием спектра является наличие государственной системы радиомониторинга. В 2011 году принята Стратегия развития страны на 2012-2014 годы, где предусмотрено развитие отрасли связи, включая развитие системы радиомониторинга, и в этой связи агентством закуплено оборудование для радиомониторинга фирмы Rohde&Schwarz.
В целях привлечения долгосрочных инвестиции на развитие социально–экономического развития страны, Правительством была принята Программа, включающая реформирование стратегически важных и приоритетных направлений как: сокращения избыточного необоснованного государственного регулирования, развитие предпринимательства и улучшение бизнес-среды, совершенствование нормативно-правовых актов на основе анализа регулятивного воздействия, усиление деятельности по предотвращению и пресечению коррупционных действий чиновников, внедрение конкурсно-аукционного способа распределения всех государственных ресурсов, включая радиочастотный спектр.
При ввозе основных средств, импортируемых на таможенную территорию страны, включая ввозимое оборудование, предназначенное для использования в предпринимательской деятельности они освобождаются от налога на добавленную стоимость. Услуги роуминга, а также межсетевого соединения связанные с международным трафиком поставляемые операторами Кыргызстана освобождены от налога на добавленную стоимость. Кроме того, ежегодная плата за спектр осуществляется в соответствии с методикой, основанной на стимулирующей формуле платежей.
Данная методика предусматривает более низкую величину платы в регионах с низкой плотностью населения, а также другие стимулирующие коэффициенты. Расчет платы автоматизирован и использует национальную базу данных по частотным присвоениям. Любой оператор может всегда определить текущие и будущие платежи за спектр и учитывать их при планировании своего бизнеса
Указом Президента Кыргызской Республики от 7 октября 1997 года № 280 образовалось Национальное агентство связи Кыргызской Республики. За период существования НАС претерпело неоднократные преобразования. Результатом последних преобразований, связанных с изменением структуры Правительства КР явилось преобразование Национального агентства связи Кыргызской Республики в Государственное агентство связи при Правительстве Кыргызской Республики (далее - агентство), утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года №425. Агентство, являясь органом регулирования в отрасли связи, оказывает непосредственное влияние на развитие рынка связи при помощи таких рычагов как: лицензирование в сфере связи, сертификация средств и услуг связи, радиочастотный менеджмент, государственный надзор за качеством услуг связи, регулирование цен на услуги связи и др. Необходимо отметить, что в последнее время особенно динамично развиваются услуги, связанные с использованием радиочастотного спектра. Для Кыргызстана, имеющего горную территорию, использование радиочастотного ресурса является важной и эффективной составляющей развития, обеспечивающей экономичность и высокие темпы развертывания телекоммуникационной инфраструктуры в таких важных сегментах, как радиовещание, подвижная и фиксированная связь. Поэтому обеспечение телекоммуникационного сектора необходимым радиочастотным ресурсом, имеющим международное признание и, соответственно, международную правовую защиту, является важной государственной задачей. 7 октября 2012 года Государственному агентству связи при Правительстве Кыргызской Республики исполняется 15 лет со дня придания статуса Национального. Согласно архивным данным Центрального государственного архива Кыргызской Республики хронология истоков по годам, выглядит следующим образом:
ГАС при ГКИТиС КР в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Государственных и муниципальных услугах» оказывает государственную услугу «Предоставление информации по подбору радиочастот, доступных для выделения». Стандарт государственной услуги утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 марта 2020 г. №119 «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам органами исполнительной власти, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями» от 03 июня 2014 года № 303». Административный Регламент Государственного агентства связи при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики по государственной услуге «Предоставление информации по подбору радиочастот, доступных для выделения» утвержден приказом ГКИТиС КР от 29 июля 2020 г. №1. Прейскурант стоимости государственной услуги «Предоставление информации по подбору радиочастот, доступных для выделения» утвержден приказом ГКИТиС КР от 27 августа 2020 г. №83-пр