УВЕДОМЛЕНИЕ о внесении изменений в Правила оказания услуг по передаче данных, утвержденных постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 27 марта 2024 года № 139

УВЕДОМЛЕНИЕ
O внесении изменений в Правила оказания услуг по передаче данных, утвержденных постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 27 марта 2024 года № 139

Настоящим, Министерство цифрового развития Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Электронные доказательства играют ключевую роль в современных расследованиях преступлений, обеспечивая быструю и оперативную помощь правоохранительным органам. Операторы связи, такие как мобильные и интернет-провайдеры, играют важную роль в этом процессе, предоставляя доступ к ценной информации.

В первую очередь, мобильные операторы могут предоставить данные о местоположении абонента в определенное время, что помогает установить его присутствие на месте преступления или его удаленность от него. Это особенно важно в случаях крайней необходимости, таких как похищения или экстренные ситуации.

Кроме того, история звонков и сообщений может служить ключевым доказательством в уголовном расследовании. Посредством метаданных о звонках и текстовых сообщениях можно установить коммуникационные паттерны между подозреваемыми или связанными с ними лицами. Эти данные помогают правоохранительным органам воссоздать цепь событий и установить мотивы преступления.

Кроме того, интернет-провайдеры могут предоставить информацию о посещенных веб-сайтах, электронной почте, а также других цифровых следах, которые могут быть связаны с преступной деятельностью. Эти данные могут подтвердить или опровергнуть предположения о причастности к преступлению и обеспечить дополнительные улики для следствия.

Таким образом, сотрудничество операторов связи с правоохранительными органами является критически важным для успешного расследования преступлений в цифровую эпоху. Обеспечение доступа к электронным доказательствам позволяет значительно ускорить процесс раскрытия преступлений и обеспечить справедливость через сильные и убедительные аргументы в суде.

Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем:

Правила дополняются нормой, согласно которой регламентировано, что сведения об услугах передачи данных, а также записи событий входящей и исходящей связи (log-файлы) а именно:

-привязка абонента к IP адресу за определенное время;

-начало периода регистрации (сеанса, datetime);

-конец периода регистрации (сеанса, datetime);

-IP адрес источник (Srcip);

-порт источник (Srport);

-IP адрес получатель (dstip);

-порт получатель (dstport);

-количество пакетов (packet number);

-количество байт (bytes number);

-Protocol;

-DNS-address;

-установочные данные IP адреса (ФИО, адрес подключения, тариф, тел. и др.,);

-Mac адрес конечного устройства;

-по протоколу Netflow,

хранятся оператором передачи данных не менее 3-х лет с момента получения услуг передачи данных.

Такое дополнение позволит абоненту в любой момент получить выгрузку записей событий по входящей и исходящей связи (log-файлы) за определенный промежуток времени течение трех лет с момента соединения.

Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Увеличение срока хранения лог-файлов до трех лет значительно расширяет возможности правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений. Электронные следы, такие как история звонков, текстовых сообщений и данных о местоположении, могут быть критически важными доказательствами в уголовных делах.

Более долгое хранение данных позволяет правоохранительным органам быстрее и эффективнее реагировать на угрозы общественной безопасности, такие как террористические акты или экстремистская деятельность. Это также способствует предотвращению преступлений путем создания потенциала для их предупреждения.

Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Увеличение срока хранения данных может увеличить риски нарушения конфиденциальности и неправомерного доступа к личной информации граждан. Это требует строгих мер безопасности и контроля за доступом к данным. Операторам связи может потребоваться дополнительные инвестиции в инфраструктуру и технологии для обеспечения безопасного и эффективного хранения данных на продолжительный срок. Введение более длительного срока хранения данных требует ясного законодательного регулирования, чтобы защитить права и интересы граждан и обеспечить соблюдение правовых норм.

Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:

Мобильные операторы могут иметь сотни тысячи абонентов, в то время как провайдеры интернет-услуг могут обслуживать тысячи домохозяйств и компаний. Это означает, что предоставление данных для правоохранительных органов может затронуть значительное количество человек и организаций.

Операторы связи и передачи данных играют важную роль в экономике, предоставляя ключевые услуги для бизнеса и потребителей. Регулирование, касающееся хранения и предоставления данных, может влиять на их операционные расходы и инвестиционные решения.

Обработка запросов на предоставление данных требует значительных технических ресурсов и специализированных знаний. Субъекты предпринимательства должны иметь соответствующие системы и процессы для обеспечения безопасности и защиты данных клиентов.

Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Со стороны операторов сети передачи данных потребуются определенные финансовые затраты, связанные с хранением сведений и записей событий по сеансам входящей и исходящей связи абонента (log-файлы), которые оператор передачи данных должен будет хранить не менее 3-х лет.  Стоимость затрат будет напрямую связана с количеством абонентов, обслуживаемых операторам передачи данных и потребляемого трафика.

Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Принятие настоящего проекта постановления не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат государственного бюджета.

К уведомлению прилагаются:

Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;

— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;

— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

Перечень вопросов может быть расширен.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:- по электронной почте bpolotova@digital.gov.kg
2. Срок приема предложений не позднее 25.07.2024г
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее 26.07.2024г