УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике».

Настоящим, Министерство цифрового развития Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:

31 августа 2023 года вступил в силу Закон КР “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, законы Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», «О средствах массовой информации»), согласно которому  доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), предоставляется операторами связи при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.».

Однако, операторское сообщество сообщило, что  реализация требований статьи 3-1 Закона является невозможным с технической точки зрения, по следующим основаниям.. В настоящее время подавляющее большинство интернет ресурсов (более 90%) использует протокол https, при использовании которого создается шифрованный канал между отравителем и получателем, ключ от которого операторы связи (интернет-провайдеры) получить не могут, что приводит к тому, что технически невозможно идентифицировать контент, передаваемый в потоке трафика, то есть невозможно определить является ли передаваемая информация причиняющей вред здоровью или развитию детей. В настоящее время большинство сайтов используют протокол https, который устанавливает шифрованное соединение и любое вмешательство в установленное соединение требует расшифровки и переупаковки трафика, что технически невозможно.

Кроме того, оператор связи не имеет возможности определить возраст пользователя в момент интернет-сессии. Следовательно, требование предоставления доступа детям к информации в условиях использования защитных технических средств является технически невозможным.

Исходя из того, что оператор электросвязи (фиксированной или подвижной радиотелефонной связи) лишь обеспечивает подключение к сети электросвязи и не имеет права ознакомления с содержанием передаваемой информации и вмешательства в ее распространение, он не является ее распространителем. Следовательно, оператор электросвязи не может обладать ни техническими, ни законными или правовыми полномочиями на доступ к содержанию информации, передаваемой (получаемой) абонентом при пользовании услугами связи и передачи данных, и фактически не размещает и не распространяет контент, так как операторы электросвязи лишь обеспечивают передачу сигналов электросвязи между абонентами, не имея возможности вмешиваться в содержание передаваемой информации.

В тоже время сохраняется необходимость защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, в том числе от информации, которая распространяется по средствам сети Интернет и которая может быть не только полезной, но и опасной, особенно для детей.

Ниже приведены наиболее часто распространяемые причины, по которым следует особо обратить внимание на защиту детей в сети Интернет:

— Недостоверная информация: В сети интернет представлено огромное количество информации, но не вся она является достоверной. Так, любую информацию, преподнесенную под привлекательной оболочкой ребёнок воспримет как факт, но на самом деле это может быть простой подменной ценностей, тогда как уважение к родителям будет заменено на хамство, личные границы на эгоизм и вседозволенность и т.д.

— Кибербуллинг: это травля, которая осуществляется с помощью электронных устройств. Дети могут стать жертвами кибербуллинга в социальных сетях, на форумах, в чатах и т.д. Затем, как правило кибербуллинг переносится в реальную жизнь, и зачастую имеет трагическое окончание;

— Киберхищники: В Интернете есть люди, которые специально ищут детей, чтобы причинить им вред. Киберхищники могут использовать различные методы, чтобы завоевать доверие ребенка, а затем эксплуатировать его;

— Онлайн-зависимость: Чрезмерное использование Интернета может привести к онлайн-зависимости. Дети, которые проводят слишком много времени в Интернете, могут испытывать трудности с учебой, общением со сверстниками и выполнением других обязанностей. К таким видам опасностей относятся и онлайн игры, превращающиеся в игроманию, а также визуализация контента, которая, как уже доказано, ведет к ограничению умственного развития и невосприятию информации, подаваемой в иных формах (письменная, устная);

— Финансовое мошенничество: Дети могут стать жертвами мошенников, которые обманывают их в Интернете. Мошенники могут использовать различные методы, чтобы получить личные данные детей и доступы к финансовым данным как самого ребенка, так и его родителей.

Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:

Целью разработки проекта закона является создание механизма, который позволит выработать действительно реализуемые требования по защите детей в сети Интернет. В этой связи предлагается в статью 3-1 Закона Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике» внести изменения.

Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования.

Конкретизация правового регулирования позволит:

Создать действенный правовой механизм, позволяющий определить и установить способ защиты детей в сети Интернет от информации, причиняющей вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в КР.

Оценка возможных неблагоприятных последствий:

Неблагоприятных последствий при внедрении предлагаемого регулирования не ожидается.

Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:

Операторы сети передачи данных, абоненты сети передачи данных.

Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Расходы и выгоды потенциальных адресатов будут зависеть от конкретного случая, в соответствии с которыми будет вводиться правовой механизм.

Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Реализация предлагаемого регулирования не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета.

 

Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

– являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

– является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

– является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем;

– какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

– какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

– существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;

– ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

 

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:

— по электронной почте tklochkova@digital.gov.kg

— на почтовый адрес 720055, г. Бишкек, ул.Ахунбаева, 119

2. Срок приема предложений не позднее 19.07.2024 г.

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее 22.07.2024 г.