ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

национальной концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан»

Развитие цифровых навыков

Высокообразованное, технологически прогрессивное население рассматривается в качестве основы общественного развития и построения конкурентного преимущества страны.

Необходимы новые образовательные стандарты цифровой грамотности, обучение по которым будет доступно для каждого гражданина Кыргызстана. Развитие цифровых навыков населения в эру информационных технологий является важной составляющей экономического роста страны, создания новых рабочих мест, решения социальных проблем, а также увеличения вовлеченности гражданского общества и повышения его активности.

В рамках Концепции для развития цифровых навыков определены следующие приоритетные направления:

  • внедрение цифрового образования и развития цифровых навыков на всех уровнях системы образования;
  • внедрение цифрового образования и развития цифровых навыков на всех уровнях системы образования;
  • разработка системы обучения и переобучения цифровым навыкам для всего населения, включая уязвимые группы;
  • развитие национального цифрового контента на местных языках.

Внедрение цифрового образования в общую систему образования

Государство уже предприняло первые шаги по адаптации системы образования к потребностям цифровой экономики, а именно, начата работа по обновлению устаревших программ на всех уровнях образовательной системы: среднеобразовательном, среднеспециальном и высшем профессиональном образовании. Данный процесс должен быть усилен за счет привлечения экспертов из области развития ИТ-образования, включая партнеров из индустрии, для того чтобы максимально приблизиться к количественным и качественным ожиданиям рынка труда.

На уровне средней школы необходимо ускорить реализацию Программы «Акылдуу мектеп» («Умная школа»), которая является комплексной программой по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, который состоит из четырех главных компонентов:

  • развитие ИТ-компетенций учителей;
  • развитие цифровых навыков у учеников;
  • развитие цифрового образовательного контента;
  • развитие школьной ИКТ-инфраструктуры.

Реализация программы «Умная школа» повысит эффективность использования ИТ в образовательном процессе и качество образования в целом, сократит разрыв между образовательными достижениями учащихся регионов страны, сел и городов, школ с различными языками обучения.

На уровне профессионального образования требуется пересмотр как образовательных, так и профессиональных стандартов, поскольку постепенное замещение человеческого труда машинным и высвобождение значительной доли низкоквалифицированной рабочей силы может создать серьезные трудности для государства в обеспечении занятости трудоспособного населения.

Ожидается, что в ближайшие несколько лет станут востребованными специалисты по анализу больших массивов данных и защите персональных данных, цифровому маркетингу, в том числе продвижению товаров и услуг в социальных сетях. Для того чтобы адаптация рынка труда к этим изменениям прошла успешно, важно заблаговременно перестроить систему профессионального и дополнительного образования и привести ее в соответствие с потребностями развития цифровой экономики.

Для этого требуются совместные усилия Правительства Кыргызской Республики, учебных заведений и работодателей, поскольку нужно будет не только переобучить и передислоцировать высвобождаемый персонал, но и обеспечить соответствие инфраструктуры, программ и методов образовательных учреждений и центров переподготовки персонала, выработать действенные ответные решения на вызовы цифровой эпохи. Промедление в принятии решений приведет к неопределенности в вопросах трудоустройства у значительной части населения.

Важно развивать взаимодействие образовательных и исследовательских организаций между собой, с бизнес-сообществом и государственными органами, чтобы обеспечить актуальность и значимость образовательных программ и сократить время адаптации образовательной системы к требованиям рынка.

Развитие и внедрение цифровых технологий и платформ окажут заметное положительное воздействие на рынок труда, облегчится поиск кадров, сократятся сроки поиска работы, повысится производительность на рабочих местах, улучшится ситуация с занятостью (в том числе в регионах) при помощи создания дистанционных рабочих мест, повысится доступ к качественным инструментам повышения квалификации и профессионального самообразования.

В результате реализации настоящей Концепции в системе образования на всех уровнях произойдет масштабная трансформация на основе таких принципов, как «образование в течение всей жизни», «гибкость образовательных траекторий», «модульность образовательных курсов».

Внимание будет сосредоточено на развитии личностных, социальных навыков и навыков решения межпредметных задач, ориентированных на практику, а также на применении современных методик, форматов и инструментов обучения, включая цифровые образовательные средства и форматы удаленного образования.

Внедрение цифрового образования в общую систему образования

В целях успешного развития «цифровой экономики» система образования и переподготовки кадров должна обеспечить потребности экономического сектора в специалистах, соответствующих требованиям цифровой эпохи. Эту задачу следует рассматривать как приоритетную, поскольку наличие достаточного количества высококвалифицированных ИТ-специалистов является одним из условий успеха использования цифровых технологий.

Для этого необходимо поддерживать собственную конкурентоспособность путем совершенствования образовательной инфраструктуры, создания возможностей для самореализации специалистов в Кыргызской Республике.

Средние и высшие учебные заведения, специализирующиеся на подготовке ИТ-специалистов, должны модернизировать методы обучения, учебные форматы, образовательные программы, подходы к взаимодействию с потенциальными работодателями и адаптировать их к потребностям стремительно развивающейся ИТ-индустрии. Необходимо модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений (подключение к интернету, оснащение компьютерной техникой), создать благоприятные условия для развития инкубаторов технологических компаний и стартапов, уже на уровне профессиональных лицеев и университетов.

В целях усиления взаимодействия специализированных вузов и лицеев с потенциальными работодателями надо проводить регулярные мероприятия по разработке и уточнению профессиональных стандартов для принятия необходимых поправок в образовательных программах всех уровней, формирования перечня приоритетных специальностей и групп навыков в зависимости от ожидаемых потребностей рынка труда. Таким образом удастся построить образовательную инфраструктуру, которая работает «на опережение».

Должна быть разработана программа привлечения высококвалифицированных специалистов – преподавателей, опытных профессионалов, технологических предпринимателей в сферу обучения и переподготовки специалистов, в том числе из-за рубежа. Это поможет в короткие сроки ликвидировать дефицит квалифицированных кадров, а также развить новые центры компетенций по наиболее востребованным технологическим направлениям.

Цифровые навыки для всего населения, в том числе для уязвимых групп

Концепция направлена на содействие охвату цифровыми технологиями всех сфер общественных отношений, включая вопросы государственного управления, оказания государственных и муниципальных услуг, сфер образования и здравоохранения, реального сектора экономики. Основным инструментом обеспечения цифровой трансформации послужит постоянное совершенствование навыков работы граждан с цифровыми технологиями – от цифровой и сетевой грамотности до приобретения более высокого уровня компетентности в области цифровых технологий.

Несмотря на все достижения последних лет, по-прежнему существует цифровой разрыв, который усугубляется диспропорциями в области доступа и навыков использования цифровых технологий, в особенности между городскими и сельскими районами, а также различиями в наличии доступных и приемлемых в ценовом отношении цифровых услуг, особенно для уязвимых групп населения: лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, женщин, детей, молодежи и соотечественников за рубежом.

Женщины, ЛОВЗ, молодежь и пожилые люди, которые в настоящее время не имеют доступа к онлайн среде, зачастую нуждаются в базовом обучении компьютерным и цифровым навыкам, наряду с формированием понимания того, как использовать цифровые технологии для расширения своих социально-экономических прав и возможностей. При обеспечении их соответствующими навыками цифровые технологии открывают новые возможности для включения уязвимых групп населения в процессы экономического развития страны.

Люди с особыми потребностями, которые приобрели навыки работы со средствами ИКТ, могут использовать потенциал ИКТ для развития своих прав и возможностей, в том числе в поиске работы, предпринимательстве и непрерывном обучении. Это особенно актуально в условиях безработицы среди молодежи и существующего гендерного разрыва в развитии навыков работы со средствами ИКТ.

Для этого необходимо пересмотреть действующие нормативные правовые акты и программные документы развития навыков в области цифровых технологий с учетом особых потребностей женщин, пожилых и лиц с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения открытого для всех информационного общества.

Наряду с приобретением навыков, лицам с ограниченными возможностями и пожилым людям необходимо обеспечить доступные средства ИКТ, в которых устранены барьеры, препятствующие их использованию.

В этом особую роль будут играть доступные онлайн образовательные инструменты (с удаленным доступом), с широким спектром программ обучения: по практическому изучению методов получения онлайн-услуг, цифровому предпринимательству (изучение технологий, навыков и возможностей связи, которые необходимы для открытия бизнеса и создания рабочих мест для других людей; возможности для развития своего бизнеса на платформах облачного вычисления), по вопросам безопасности в сети Интернет, конфиденциальности и защиты данных (знание правил этики, а также прав и обязанностей граждан в цифровом пространстве).

Методы дистанционного электронного обучения помогут не только уязвимым группам, но и в целом всему работающему населению приобретать новые знания и навыки для повышения собственной квалификации либо освоения новых профессий.

Открытые онлайн-курсы позволят получать новые знания в режиме, который предпочтителен самим учащимся, а по итогам прохождения им будут выдаваться соответствующие сертификаты об освоении того или иного образовательного модуля (эти документы служат для подтверждения приобретенной квалификации). Широкое использование систем онлайн-образования создаст возможность работникам развивать дополнительные компетенции, необходимые для формирования карьерного пути в цифровую эпоху.

Также нужно создавать условия обучения и повышения квалификации для наших соотечественников за рубежом. Обретенные цифровые навыки и знания по предпринимательству могут стать ключевыми факторами профессионального роста и повышения качества жизни.

Развитие национального цифрового контента на государственном языке

Цифровой контент является одним из ключевых факторов, который предоставляет преимущества обществу и экономике страны и служит основным источником экономического роста и занятости. Неразвитость кыргызскоязычного контента в кыргызском сегменте Интернета, направленного на удовлетворение потребностей граждан страны, приводит к тому, что большинство сельских жителей не видят практических преимуществ использования Интернет-пространства.

«Цифровой контент» — любая информация в электронном виде, включающая следующие основные процессы: создание, сбор, управление, обработка, хранение, распределение, доступ, использование и уничтожение.

Наиболее важен для людей тот контент, который имеется на их родном языке и востребован сообществом, в котором они живут и работают. ЮНЕСКО определяет «местный контент» как «выражение и передача знаний и опыта, созданных и адаптированных к ситуации местного сообщества».

Развитие национального цифрового контента на государственном языке в целях привлечения более широких слоев населения позволит также частично решить проблему занятости и трудоустройства.

Совершенствование нормативно правовой базы

Создание благоприятной среды, способствующей устойчивому инновационному развитию

В целях создания благоприятной политической и нормативной правовой среды, содействующей инновациям, развитию инфраструктуры и услуг ИКТ в цифровой экономике, укрепления связи и сотрудничества с другими секторами, учитывая межсекторальный характер цифровых технологий, требуется своевременное усовершенствование законодательных актов на постоянной и непрерывной основе.

Деятельность будет направлена на определение и преодоление существующих правовых барьеров эффективной цифровой трансформации путем разработки необходимой нормативной правовой базы и обеспечения ее реализации. Целью совершенствования нормативной правовой базы является внедрение реформ, направленных на защиту интеллектуальной собственности, создание гибких механизмов пилотирования инноваций через «регулятивные песочницы», защиту и стимулирование инвестиций в инновации, поддержку малого и среднего бизнеса в особенности в сфере ИКТ, привлечение зарубежных высококвалифицированных специалистов, а также на активизацию национального рынка ИКТ и обеспечение приемлемого по цене для всех граждан доступа к ИКТ.

Исходя из вызовов цифровой трансформации, необходимо правовое преобразование всей системы государственного управления касательно вопросов цифровизации с предоставлением полномочий Правительству использовать инновационные подходы и передовые пилотные модели при реализации настоящей Концепции.

Должно быть введено гибкое нормативное регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных. Необходимо создать нормативную правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики, внедрения блокчейн-технологий в систему государственного управления и экономику, технологий искусственного интеллекта в работе цифровых приложений.

С помощью надлежащих правовых рамок произойдет стимулирование развития и улучшения доступа к услугам, в обеспечении доверия и безопасного использования информационных технологий и повышении устойчивости сетей.

Деятельность будет направлена на совершенствование нормативных правовых актов в таких областях, как:

  • защита персональных данных, включая создание независимого уполномоченного органа, введение ответственности за нарушения;
  • использование электронной подписи, включая вопросы надежной идентификации/аутентификации в цифровой среде, учета и отчетности в цифровой форме в налоговой сфере, оформления и контроля с использованием цифровых средств в таможенной сфере, а также создания Национального удостоверяющего центра;
  • государственная служба (вопросы цифровых компетенций и цифровых навыков государственных служащих, их профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
  • государственное управление (вопросы электронного управления, предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций в цифровой форме, электронный документооборот, электронное участие, создание государственной системы электронных сообщений);
  • доступ к информации и об информационных технологиях, включая оборот данных, в том числе персональных, в цифровом формате (вопросы распространения информации и доступа к ней, в том числе в форме открытых данных, обработки персональных данных, использования информационных ресурсов и систем, в том числе распределенных, облачных технологий, искусственного интеллекта, центров обработки данных и соединяющих их каналов связи, защита цифровой информации);
  • телекоммуникационная инфраструктура (вопросы технического регулирования, включая цифровую и телекоммуникационную инфраструктуру, присоединения, сетевой нейтральности, антимонопольного регулирования);
  • отдельные виды деятельности в цифровом секторе (вопросы обеспечения кибербезопасности, использования цифровых доказательств, создание нормативных возможностей для интернет-сервисов, мобильных приложений, электронных платежей, и др.)
  • гражданское законодательство (вопросы заключения и исполнения договоров и односторонних сделок в цифровой форме, закрепление прав на цифровые активы, осуществление операций с такими активами, расчеты в электронной форме.)

Формирование и укрепление доверия и обеспечение безопасности при использовании технологий

Одним из важнейших элементов функционирования и использования ИКТ является безопасность.

Для этого требуется, чтобы все участвующие лица были осведомлены о вопросах безопасности и действовали соответственно своей роли.

Необходимо применять стратегический подход к кибербезопасности, при котором видение страны в отношении социально-экономического развития в полной мере соответствует ее повестке в области цифровой безопасности. Развитие потенциала в области кибербезопасности осуществляется на основе хорошо продуманной стратегии/концепции, охватывающей эффективное законодательство в отношении наказания лиц, осуществляющих кибератаки, адекватные технические и людские ресурсы, а также устойчивое взаимовыгодное сотрудничество, как на местном, так и международном уровне в рамках оперативного реагирования на киберугрозы.

Вопросы кибербезопасности следует решать, принимая во внимание глобальный, транснациональный характер киберугроз.

Необходимо развитие национального потенциала в области кибербезопасности, обмен информацией о передовом опыте, привлечение всего сообщества в целом и установление широкомасштабных партнерских отношений.

Системный подход в деятельности по вопросам кибербезопасности позволит повысить потенциал, необходимый для внедрения и включения политик и стратегий кибербезопасности в общенациональные планы, а также создания организационного потенциала, в том числе благодаря следующим мероприятиям: установление различных партнерств в области кибербезопасности на глобальном уровне; активизация сотрудничества и обмена примерами передового опыта на международном уровне.

Одним из результатов реализации настоящей Концепции должно стать формирование национальной политики кибербезопасности для обеспечения уровня безопасности граждан, бизнеса и государства, позволяющего защитить их жизненно важные интересы в киберпространстве и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Кыргызской Республики и цифровую трансформацию национальной экономики.

В рамках реализации настоящей Концепции будет сформирована действенная система государственной политики Кыргызской Республики в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры страны, устойчивой к внешним и внутренним угрозам киберпространства, гарантирована целостность, доступность, конфиденциальность вверенной и обрабатываемой информации (данных), обеспечен принцип неотвратимости ответственности за совершенные киберпреступления, унифицированы правила и стандарты кибербезопасности, создана современная отечественная научно-образовательная база подготовки кадров и увеличено количество специалистов в области кибербезопасности.

Будет утверждена Стратегия кибербезопасности вместе с планом действий по ее реализации.

Развитие цифровой инфраструктуры и платформ

Создание и развитие национальной цифровой ИКТ-инфраструктуры (сети, центры обработки данных, облачные технологии, центры доступа к информации и услугам, цифровые платформы), включая широкополосную связь и радиовещание, доступность услуг связи для всех категорий граждан, включая группы с особыми потребностями, по принципу «шаговой» доступности; преодоление цифрового разрыва в доступе, стандартизации; соответствие и функциональная совместимость и управление использованием радиочастотного спектра.

Создаваемая и развиваемая цифровая инфраструктура должна быть в состоянии поддерживать быстрый рост трафика, обеспечивать покрытие с достаточной пропускной способностью (объемы, скорость, надежность) для удовлетворения новых потребностей.

Будут созданы условия, стимулирующие инвестиции в национальную цифровую инфраструктуру, чтобы ни один регион страны не остался без надлежащей связи и доступа. Дальнейшему расширению инвестиций и инноваций в области технологий связи будет способствовать эффективное использование радиочастотного спектра. Создаваемая национальная цифровая инфраструктура должна обеспечивать полноценную передачу автоматизированного межмашинного трафика и способствовать росту IoT/IoE (интернета вещей/интернета всего).

Усилия будут сосредоточены на:

  • обеспечении всеобщего широкополосного доступа в Интернет;
  • создании сети магистральных волоконно-оптических линий связи с трансграничными выходами;
  • создании разветвленной сети волоконно-оптических линий связи, охватывающих все регионы страны;
  • развитии мобильного Интернета;
  • обеспечении «шаговой» доступности пользователей к услугам электросвязи/ИКТ через широкое внедрение технологий широкополосного доступа (фиксированного и радиодоступа) не только в крупных городах, но и в селах;
  • обеспечении приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам электросвязи/ИКТ путем создания реальной конкуренции на всех сегментах инфокоммуникационной инфраструктуры;
  • создании/оптимизации пунктов обмена трафиком интернета (IXP) в качестве долгосрочного решения, способствующего расширению возможности установления соединений, и развертывании сетей и приложений на базе IPv6 и в переходе к этим сетям и приложениям в сотрудничестве с соответствующими экспертными организациями.

Центры обработки данных (ЦОД)

В Кыргызстане начнется строительство единой многокомпонентной системы, обеспечивающей бесперебойную работу многочисленных государственных информационных систем с соблюдением необходимых требований безопасности. Создание ЦОД с услугами на основе облачных вычислительных технологий будет направлено на увеличение производительности работы различных информационных систем государства. Строительство ЦОД должно соответствовать общемировым стандартам и требованиям к подобным системам.

Единые цифровые платформы

Необходимо создать все необходимые условия для граждан и бизнеса таким образом, чтобы взаимодействие с государственными и муниципальными органами в бумажном виде были полностью исключены, заменив это электронным взаимодействием посредством системы «Тундук».

Электронное управление Кыргызской Республики должно реализовываться не только государственными или муниципальными органами. Необходимо планомерно и на систематической основе подключать бизнес-структуры к системе электронного управления таким образом, чтобы и коммерческие организации были заинтересованы в продвижении Цифрового Кыргызстана, в том числе через подключение к системе «Тундук», в рамках создания национальной цифровой инфраструктуры и развития государственной инфраструктуры электронного управления.

Цифровая трансформация государства будет способствовать цифровой трансформации бизнеса и его вовлечению в развитие цифровой экономики страны. Цифровой Кыргызстан – это усилия не только государственных структур, но и участие гражданского сектора, а также коммерческих организаций, которые, как показывает международный опыт, являются более гибкими и подверженными положительным изменениям в сфере цифровизации. Именно бизнес может стать мощным импульсом и важным партнером в продвижении цифрового Кыргызстана.

Государственные органы, органы местного самоуправления и бизнес-структуры будут осуществлять взаимодействие только посредством системы межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», благодаря чему будет исключено затребование дополнительных справок и документов, которыми государственные органы и частный сектор будут обмениваться в электронном формате.

Система «Тундук» позволит реализовать электронную прослеживаемость товаров и услуг, а также систему электронного документооборота. Будут внедрены инновационные решения для оказания традиционных финансовых услуг.

Должны быть завершены мероприятия по модернизации государственных информационных ресурсов и технической инфраструктуры, государственного портала электронных услуг, единой системы идентификации, государственной системы электронных сообщений, государственной системы электронных платежей.

Развитие цифрового государства

Реализация инициатив в сфере построения цифрового государства будет обеспечена через решение следующих задач.

Цифровой парламент

Цифровизация внутренних процедур и регламентов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей, реализация цифровых платформ для онлайн-обсуждений законопроектов, публичных слушаний в онлайн-среде. Реализация платформ для онлайн-взаимодействия депутатов с избирателями в целях стимулирования электронного участия граждан и бизнеса в решении актуальных вопросов.

Цифровизация государственных и муниципальных услуг для граждан и бизнеса

При построении государственных и муниципальных информационных систем будут соблюдены следующие основные принципы предоставления цифровых государственных услуг:

  • платформо-независимость и ориентация на мобильные устройства;
  • проектирование услуг, ориентированных на пользователя;
  • цифровые от начала до конца;
  • Правительство и муниципалитет как платформа.

Цифровизация услуг и сервисов, ориентированных на пользователя, будет обеспечена через интеграцию и взаимодействие различных государственных органов и органов местного самоуправления. Цифровизация услуг и сервисов также будет предполагать изменение систем государственного и муниципального управления.

Цифровое правосудие и правопорядок

Обеспечение верховенства права и снижение уровня коррупции в системе правопорядка и правосудия будет реализовано через внедрение цифровых инструментов взаимодействия правоохранительных органов и судов с гражданами и бизнес-структурами, полную автоматизацию внутренних процессов и процедур, постоянное совершенствование цифровых навыков судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов.

Внедрение цифровых инструментов, в том числе обеспечение целостности судебных документов при помощи криптографических протоколов, в обеспечении правопорядка и правосудия также потребует законодательного закрепления цифровых доказательств.

Открытость и подотчетность государственных органов

Открытое и ответственное управление позволит значительно повысить уровень подотчетности органов государственной власти и местного самоуправления за счет реального расширения возможностей граждан получать информацию и участвовать в процессах управления через ИКТ, включая процедуры проведения общественных консультаций и принятия решений.

Развитие цифровой экономики

Цифровизация экономики с позиции сильных сторон страны

История и географическое расположение Кыргызской Республики естественным образом определили сильные стороны экономики страны. Со времен становления Шелкового пути Кыргызская Республика активно развивает торговые отношения с соседними странами, одним из первых в СНГ она вошла во Всемирную торговую организацию, является полноправным членом Евразийского экономического союза и участницей Шанхайской организации сотрудничества, имеет преференции в рамках статуса всеобщей схемы преференций от Европейского союза.

Несмотря на важность сохранения этнической идентичности, что обычно противопоставляется процессу глобализации, исторической миссией Кыргызстана является укрепление торговых отношений между странами, усиление распространения цифровых технологий и создание новых возможностей для экономических партнеров. Для этого следует продолжить глубокое изучение региональных и глобальных рынков и содействовать отечественным компаниям стать частью глобальных производственных цепочек. Цифровые технологии создают беспрецедентные условия для реализации этих задач.

Глубокая цифровизация должна затронуть традиционные сектора экономики, такие как промышленное производство, туризм, сельское хозяйство, легкая промышленность и строительство.

Практически сразу значимый и ощутимый эффект цифровая трансформация даст при развитии цифровой торговли и доступа к цифровым финансовым услугам через усовершенствование политики и регулятивных механизмов. Для этого необходимо завершить мероприятия по цифровизации налоговых процедур, отправки электронных квитанций и сдачи электронных отчетов.

Цифровизация отраслей не может быть осуществлена без участия отечественных компаний, специализирующихся на ИКТ, которые демонстрируют конкурентоспособность и производительность не только внутри страны, но и на глобальных рынках. Нужно построить инновационную экосистему разработки и трансфера технологических решений, которые станут основой цифровых трансформаций.

Стимулирование отечественных цифровых инноваций

Цифровые инновации признаны мощным инструментом содействия развитию, повышению конкурентоспособности страны. ИКТ/ИТ технологии являются ключевым фактором инновационного развития в различных смежных областях.

Будут приняты меры для содействия государства в развитии цифрового предпринимательства для увеличения объема инновации, поощрения внутренних исследований и разработок компаний и их участия в научно-технических разработках академического сообщества, расширения прав и всех возможностей заинтересованных сторон и создания для них новых возможностей в секторе ИКТ.

Необходимо отметить роль малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) в процессе цифровой трансформации. МСБ в ИТ секторе является самым быстрорастущим в экономике. Государству необходимо поддержать этот рост. Поддержка МСБ в данном секторе может включать координацию в найме ИТ специалистов, вовлечение в государственные закупки, помощь в выходе на новые рынки и другое. Также следует обеспечить благоприятные условия для получения дивидендов малым и средним бизнесом (МСБ) от цифровизации традиционно сильных секторов. Необходимо обеспечить для МСБ доступ к продуктам финансовых технологий, упрощённому финансовому документообороту и возможностям развития цифровых навыков.

Необходимо создание новых подходов и механизмов реализации государственно-частного партнерства в области ИКТ-инноваций – создание и развитие новых бизнес-моделей от разработки идеи, ее пилотирования и до коммерческого запуска, а для активного развития стартапов необходимо создавать ИКТ-инкубаторы и акселераторы, технопарки, кластерные хабы и т.д. Особо нужно отметить доступ к международному капиталу и возможности выхода компаний на международные рынки.

Создание отечественных инноваций и технологических решений не может быть самой целью и должно активно осваиваться частным и государственным сектором как внутри страны, так и за рубежом. Необходимо создавать благоприятные условия для эффективной координации производителей и интеграторов технологий с потенциальными покупателями. Более того, технологический экспорт способен принести значительные дивиденды для страны. Следует более тесно работать с международными партнерами для того, чтобы информировать их о технологических достижениях страны. Для этого следует активизировать торговые миссии, приглашать и участвовать в технологических конференциях, использовать существующие торговые механизмы, а также задействовать новые инструменты продвижения отечественных технологий на потенциальных рынках сбыта.

Все это невозможно без развития партнерства, взаимодействия со всеми заинтересованными участниками процесса (гражданским и бизнес-сообществом, академическими и научными кругами, международными партнерами по развитию и др.) как на национальном уровне, так и на региональном и международном уровнях.

Стимулирование международного технологического трансфера и привлечение иностранных талантов

Кыргызская Республика должна активно осваивать и распространять новейшие разработки зарубежных партнеров.

Кыргызская Республика может стать международным центром технологического трансфера. В этих целях необходимо создавать благоприятные условия для деятельности зарубежных технологических компаний, которые готовы делиться своими знаниями и технологиями. К таким компаниям могут относиться международные стартапы, которым нужна помощь в освоении новых рынков. Следует использовать существующие механизмы признания и зашиты интеллектуальной собственности на международном уровне.

Агентами технологического трансфера могут стать иностранные специалисты, которые готовы работать в стране, где также будут созданы инструменты дистанционного трудоустройства. Необходимо создавать комфортные условия для получения ими разрешительных документов для проживания и работы в стране, создавать возможности качественной жизни в Кыргызской Республике.

Также следует стимулировать сотрудников отечественных компаний и граждан осваивать технологии за рубежом и оставаться в курсе новейших технологических тенденций. Для этого необходимо всячески поощрять обучение за рубежом по направлению ИТ, посещение международных конференций, семинаров и других мероприятий.

Цифровая трансформация отраслевых цепочек

Промышленный потенциал страны представлен множеством индустрий, начиная от горнодобывающей отрасли и заканчивая ювелирным сектором. Несмотря на различающиеся процессы цифровизации в каждой отрасли, конечным итогом цифровой трансформации должна стать высокая производительность труда, конкурентоспособность и высокий экспортный потенциал предприятий.

Государственные органы, курирующие соответствующие отдельные отрасли экономики, должны содействовать в разработке дорожных карт цифровизации каждого из крупных предприятий.

В частности, в горнодобывающем секторе необходимо рассмотреть возможность использования «Интернета вещей» (IoT) и автоматизированного производства. Через соединённые сетью устройства, датчики и сенсоры для сбора и передачи данных можно в реальном времени отслеживать изменения состояния окружающей среды и собирать данные для анализа и повышения эффективности производства. В последующем в данной отрасли повсеместно должны использоваться системы моделирования, направленные на снижение рисков для работников через автоматизацию и полный контроль производственных процессов на основе анализа данных.

Значительные дивиденды от цифровой трансформации можно получить в сфере электроэнергетики, которая является одной из приоритетных отраслей промышленного производства как на национальном, так и на региональном уровнях. Главными целями цифровизации электроэнергетической отрасли являются повышение энергоэффективности, снижение энергопотерь, бесперебойность и безопасность через внедрение и использование цифровых технологий. Для этого цифровой трансформации подлежит вся производственная цепочка в данной отрасли, начиная от генерации электроэнергии и заканчивая ее потреблением. Цифровые технологии могут быть внедрены в первую очередь для отслеживания пиков потребления электроэнергии, эффективности ее распределения, пилотирования умных тарификаций и многого другого. В совокупности вся электроэнергетическая отрасль может стать умной системой поставки электричества, играющей значительную роль в развитии производства и экономики страны.

Цифровизация промышленности и других секторов будет неоконченной без обновления логистических и транспортных отраслей. Цифровая трансформация решит множество оптимизационных задач, которые, в свою очередь, повысят эффективность, объем и количество грузовых перевозок. Следует стимулировать открытие интерактивных центров по электронному поиску, отслеживанию и сопровождению грузов. За счет использования цифровой прослеживаемости, блокчейн-технологий и смарт-контрактов можно значительно снизить риски потери груза, что имеет большое значение для развития местных логистических центров регионального значения, увеличения доли экспорта в страны ЕАЭС сельскохозяйственной и другой продукции.

Цифровая логистическая инфраструктура и поставляемые за счёт ее использования цифровые данные будут способствовать развитию страховых услуг, принятию решений по инфраструктурному развитию и оптимизации путей доставки и получения грузов. При этом первостепенная задача перед государственными органами – это ускоренное внедрение электронного документооборота, который значительно повлияет на снижение транзакционных издержек.

Цифровизация сельского хозяйства и стимулирование инноваций

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс являются ключевыми отраслями экономики, в котором работает наибольшая часть трудоспособного населения страны. Кыргызской Республике следует оперативно внедрять и развивать цифровые технологии в данной отрасли. Внедрение цифровых инноваций и новейших технологий, основанных на сборе, передаче и анализе данных, значительно повлияет на повышение продуктивности и рост всей сельскохозяйственной отрасли.

Увеличение продуктивности в данной отрасли может быть достигнуто путем оптимизации орошения, прослеживания качества земли на предмет достаточности минералов, отслеживания погодных условий и влаги, мониторинга состоянии посевов и угроз вредителей через использование таких технологий, как комплексы соединённых сенсоров, автоматизированные машины по посеву и сбору урожая, систематический сбор и передача данных, снимков сельскохозяйственных угодий через использование беспилотных летательных объектов. С помощью цифровых технологий будут собираться, агрегироваться и анализироваться важные массивы данных для моделирования, прогнозирования и принятия стратегических решений по развитию сельскохозяйственной отрасли. Данные технологии могут быть использованы не только для земледелия, но и в фермерском хозяйстве. Электронная идентификация и ведение мониторинга, использование технологий интернета вещей, позволяющих следить за состоянием животных, сбор и анализ данных с пастбищ, изменений погодных условий – все это значительно повлияет на увеличение производительности фермеров в Кыргызской Республике.

Не менее важным вопросом остаётся сбыт сельскохозяйственной продукции. Цифровизация должна сопутствовать фермерам в получении соответствующих электронных сертификатов качества и других документов, которые без труда позволят торговать как внутри страны, так и за рубежом. Необходимо отметить важность цифровых платформ, способствующих сбыту фермерской продукции, координации фермеров в их взаимодействии с местными и региональными логистическими центрами, что позволит фермерам увеличить продажи через электронные торговые площадки и снизить риски через развитие страховых инструментов.

Цифровизация глубокой переработки сельскохозяйственной продукции может повлиять на увеличение добавленной стоимости. В данной отрасли потребуется применение цифровых технологий для прослеживаемости и автоматизации процессов для того, чтобы вести детальный мониторинг качества выпускаемой продукции, материального инвентаря и процессов сбыта. В совокупности цифровизация сельского хозяйства и стимулирование в данной отрасли инноваций позволит принимать стратегические и тактические решения на основе анализа данных и оптимизации производства и цепочки поставок сельскохозяйственной продукции.

Цифровизация легкой промышленности

Легкая промышленность является безусловным флагманом экономики страны. Успешное развитие этой отрасли способствовало созданию целого экономического кластера. Цифровизация данной отрасли может включать в себя внедрение и применение таких новых цифровых технологий, как компьютерное 3D моделирование и цифровой дизайн, цифровое прототипирование на основе компьютерной графики, аддитивная печать фурнитур и аксессуаров, автоматизированное производство и многое другое.

Систематичное отслеживание инвентаря, анализ массивов данных, появление новых материалов и тканей, инновации в производстве помогут отечественным компаниям снизить издержки и выйти на высокодоходные рынки. Также производителям необходимо предоставить возможность эффективного использования инструментов электронной торговли для сбыта продукции как внутри страны, так и за рубежом. Для этого следует развивать цифровые технологии в финансовом секторе, эффективно реализовать механизмы, облегчающие процессы получения электронных сертификатов и других разрешительных документов для стимулирования экспорта.

Строительство технополисов в данном кластере является стратегически важным шагом. Цифровые технологии в технополисе могут быть использованы для создания единой базы обмена знаниями, улучшения управлением базой клиентов, внедрения цифровых технологий обучения, в том числе совместного использования лабораторий по инновациям.

Цифровая трансформация туризма

В Кыргызской Республике быстрыми темпами развивается туристическая отрасль. Отмена туристической визы для граждан отдельных стран, проведение Всемирных игр кочевников и появление факторных видов туризма стали одними из драйверов роста данной индустрии. Для поддержания обозначенных темпов роста следует провести многоуровневую цифровизацию бизнес-процессов в целях повышения доходов предприятий, связанных с туризмом, обеспечения удобства и безопасности туристов и улучшения имиджа страны как туристического места назначения.

Предприятия, связанные с туризмом, должны стать одними из первых бенефициаров строительства цифровой инфраструктуры и цифровых платформ. Возможность обеспечения быстрого и скоростного доступа в Интернет для туристов позволит увеличить туристический поток в Кыргызскую Республику, поскольку появится возможность для туристов осуществлять своё удалённое участие в профессиональной деятельности. Необходимо активно развивать возможность различных цифровых платежей для туристов при расчёте за товары и услуги.

Использование цифровых технологий может быть эффективным при продвижении туристического потенциала страны. Необходимо разработать механизмы для цифровой трансформации туристической отрасли, привлечь все заинтересованные стороны в целях оказания содействия в эффективном использовании цифровых технологий в развитии туризма в Кыргызской Республике. Сокращение цифрового разрыва между регионами позволит увеличить доступность к цифровым технологиям предпринимателям из отдалённых районов для расширения туристических услуг. Предприниматели смогут активно осваивать возможности продвижения в социальных сетях, цифровые платформы в сфере туризма предоставят быстрые возможности для оптимизации и продвижения туристического контента и предприятий в области туризма.

Текущие возможности смартфонов уже позволяют использовать технологии виртуальной и дополненной реальности для более детального изучения местности или других объектов исторического значения. Необходимо разработать механизмы создания условий и оказания содействия в распространении и внедрении новых технологий в повседневную жизнь предприятий в сфере туризма.

Технологии должны активно использоваться в обеспечении безопасности туристов. Снимки с беспилотных летательных объектов, анализ погодных условий в реальном времени, размещение систем сенсоров, система быстрых оповещений позволят снизить риски, связанные с природными явлениями и катаклизмами, резкими изменениями погодных условий, зонирование маршрутов поможет координации работы спасательных служб.

Креативная экономика

Цифровая трансформация и автоматизация многих процессов, описанные выше, наиболее эффективным образом решат повторяющиеся задачи, позволив гражданам сконцентрироваться на целях более высокого уровня, связанных с креативностью, научной деятельностью и самосовершенствованием. В долгосрочной перспективе наша страна должна выйти на новые траектории развития, где экономика, культура, технологии, социальные аспекты взаимодействуют при производстве продуктов и услуг. В результате появятся креативные индустрии, включающие в себя популяризацию национального наследия, визуального и театрального искусства, новых аудиовизуальных медиа и других креативных услуг.

Система управления

Целями работы всех государственных органов и органов местного самоуправления в условиях цифровой трансформации должны стать готовность к возможным сценариям развития будущего, понимание глобальных тенденций, их влияние на развитие страны, оперативное реагирование на современные вызовы, связанные с развитием цифровых технологий, целенаправленная работа на цифровое развитие с пониманием быстрых изменений моделей, процессов, привносимых цифровыми технологиями, и их все возрастающей ролью в повышении конкурентоспособности страны и благополучия граждан.

В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрена следующая система управления:

Направления КонцепцииОтветственные органыОтветственные органы
4. Нецифровые основы
4.1. Развитие цифровых навыковМинистерство образования и науки Кыргызской РеспубликиПарк высоких технологий Кыргызской Республики, бизнес-ассоциации, Неправительственные организации / Некоммерческие организации
4.2. Совершенствование нормативной правовой базыГосударственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики, Министерство экономики Кыргызской РеспубликиБизнес-ассоциации, Неправительственные организации / Некоммерческие организации
4.3. Роль государственных институтов для ускоренной цифровой трансформациисекретариат Совета безопасностисекретариат Совета безопасности, Неправительственные организации / Некоммерческие организации
5. Цифровые основы
5.1. Цифровая инфраструктура и платформыГосударственный комитет информационных технологий и связиПарк высоких технологий Кыргызской Республики, бизнес-ассоциации
5.2. Развитие цифрового государствасекретариат Совета безопасностисекретариат Совета безопасности, бизнес-ассоциации, Неправительственные организации / Некоммерческие организации
5.3. Развитие цифровой экономикиМинистерство экономики Кыргызской РеспубликиПарк высоких технологий Кыргызской Республики, бизнес-ассоциации, Неправительственные организации / Некоммерческие организации

Функция поддержки и координации реализации настоящей Концепции возлагается на секретариат Совета безопасности Кыргызской Республики, основные задачи которого будут заключены в следующем:

  • отслеживание прогресса по приоритетам (на доказательной основе с использованием данных);
  • изучение проблемы и вмешательство в целях ее решения;
  • решение проблем с недостатком потенциала (система подготовки кадров);
  • обеспечение фокуса на результат и его влияние на граждан.

Планируется создать площадку общественного и экспертного контроля с участием представителей донорского сообщества, экспертного сообщества и представителей бизнес-среды. Эта площадка также будет использоваться для привлечения внешних источников финансирования.

Планируется создание онлайн-инструментов отчетности по каждому приоритету в режиме реального времени и онлайн-инструментов обратной связи с гражданами.